[На главную]

ОТНОШЕНИЯ НА УРОКЕ
(СХЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОБЩЕНИЯ)

Важнейшим компонентом в процессе обучения является особая, доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается в классе между учителем и школьником, между одноклассниками.
Доверительные отношения снимают психологический барьер и между учащимися и учителем, и между самими учениками, создают условия для самостоятельного добывания знаний. Урок как дружелюбный дом, в который ребенок вносит и свой мир. Для учителя важно не столько учить детей, сколько создавать ситуацию, в которой ребенок просто не смог бы, не учиться сам и делал бы это с удовольствием.
Характер общения в учебном процессе во многом определяет формирование мотивов познания, а затем и потребности в познании.

Схемы психолого-педагогического анализа общения на уроке

Вариант 1
Общение «учитель – ученик»
1.Учитель испытывает интерес к детям, их мыслям, чувствам, создает у каждого ученика чувство, что его понимают и принимают.
2.Учитель владеет умением «подать» себя.
3.Дети испытывают и проявляют интерес и уважение к учителю.
4.Учитель внимателен ко всем детям, это дает возможность высказаться каждому ребенку; умеет организовать меру помощи, чтобы каждый испытал успех деятельности.
5.Учитель умеет во время диалога на уроке отдавать инициативу детям (ориентации на методическое соавторство).
6.Учитель содействует спокойному, естественному поведению детей на уроке.

Общение учащихся друг с другом
1.Дети умеют общаться без постоянного вмешательства взрослых, испытывают интерес к групповой и парной формам работы, в заданиях на коллективное творчество умеют распределять роли, добиваться слаженности и взаимопонимания.
2.Дети испытывают интерес к мыслям, суждениям, знаниям одноклассников.
3.Ученики владеют диалогической формой общения, умеют слушать друг друга, поддерживать чужие идеи и развивать их.
4.Коллектив класса мобилизует познавательную деятельность ученика.
5.Дети владеют мимикой, могут открыто передавать свои чувства, умеют устанавливать зрительный и вербальный контакт.

Познакомившись с критериями, раскрывающие общение на уроке, видим, что не без внимания оказывается и характер процесса обучения, и содержание, привлеченное на уроке.

Вариант 2

Критерии оценивания
Знаковая отметка
Математика
Русский язык
Общение учащихся друг с другом
Построение диалога:
-Общаются без вмешательства взрослого
-Не блокируют ответы других
-Развивают, обогащают ход идей
-Дают полные, рассудительные ответы
-Поддерживают положительный эмоциональный тон
Работа в группах (организация учебного сотрудничества)
-Распределение ролей
-Слаженность, взаимопонимание
-Умение оценить работу каждого
-Самооценка работы в группе
Поведение детей на уроке спокойное и естественное, смелое и непосредственное
Владеют мимикой. Открыто передают свои чувства, усиливают зрительный контакт.
Общение «учитель-ученик»
-Процесс познания идет не по образцу
-Дети сами делают вывод, а учитель очень тонко направляет
-Учитель спокойно реагирует на ошибки, рассматривая их как проблемы для класса
-Учитель внимателен ко всем детям, дает возможность высказывать свою точку зрения каждому, поддерживает, одобряет
-Учитель владеет невербальными средствами (взгляды, мимика, жесты, движения)
-Устанавливает партнерские отношения