[На главную]

Формирование экологической культуры младших
школьников на уроках и во внеурочное время


Человек неотделим от природы. Он учится у природы. И приятно осознавать, что эта книга не имеет последней страницы. Школа должна сделать все необходимое, чтобы природа для ребят была открытой книгой и чтобы они умело пользовались ею. Но воспитывать любовь к природе окриком « Не тронь!», «Не рви!», «Отойди!» нельзя. Нужен другой подход.

При повторении и проверке знаний и умений учащихся по теме « В зоне лесов» используются вопросы «Проверь себя», формируются умения показывать на карте зону лесов и её части, распознавать растения в гербариях. Могут быть воспроизведены модели некоторых экологических связей, характерных для леса. Выставляются рисунки детей, которые их комментируют.
С удовольствием дети работают с проверочными карточками (в них содержатся 2-4 вопроса), дидактическими заданиями (дан художественный текст, по его описанию угадать кто это или что это). Более сильным ученикам даются карточки на сравнение: «Растения и животные леса и тундры».
На уроках обсуждаются такие проблемы, как « Роль леса в природе и жизни человека», « Загрязнение воды», « Военная и атомная промышленность - самые опасные загрязнители», «Экологи и строительные объекты». За неделю вывешиваются на стенд вопросы, по какой- то проблеме. В течение недели дети готовятся : ищут книги, журналы, газетные статьи, где есть ответы на данные вопросы. Многие дети привлекают своих родителей. Итогом их работы являются доклады, сообщения, рисунки и стихи, даже газеты и их обсуждения.

Так же на уроках я применяю практические методы экологического образования. Например: определить название дерева по почкам, коре, запаху. По остаткам на снегу определить, чья здесь была столовая. (Снегири и свиристели едят семена рябины, а ягоды оставляют). Составляется « Памятка об охране природы». С интересом дети слушают и находят ошибки в экологических рассказах. Например, в настоящее время существует немало литературы для познания экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных. Такими являются и часть сказок, где действуют персонажи из мира животных и растений, и, кроме того, не нарушаются экологические правила. На уроках часто бывают выставки книг. Это и сказки Бориса Заходера, рассказы Виталия Бианки, К. Паустовского, М. Пришвина и других. На уроках мы с ребятами составляем памятки, карточки.

Например:
-о значении муравейников (одна муравьиная семья за 1 день уничтожает до 100 вредных насекомых).
- о правилах сбора лекарственных трав (не рвать с корнями, оставлять на семена)
- о правилах разведения костров (до 50-ти лет сохраняются следы пожара).
- о значении дождевых червей (до 300 тысяч ходов на 1 га земли)
- о жизни отдельных пород деревьев:
Ель - до 500 лет. Сосна - 350 лет. Осина -100 лет. Дуб - 200 лет. Береза -150 лет. Рябина-80
-об экологической роли леса (вяз за лето собирает 23 кг. пыли, ива -38 кг., береза -20 кг., клен- 33 кг., тополь - 34 кг.)
- о роли птиц и насекомых (семья больших синиц за лето обслуживает 40 яблонь, они поедают опасных для сада насекомых, дятел съедает за день 750-900 короедов.)

Особое внимание на уроках отводится изучению природы своего края. Ребята искали и оформляли материал о заповеднике «Брянский лес», об особо охраняемых растениях и животных нашего леса.
Воспитывая экологическую культуру, мы помогаем детям осознать, почему надо поступать в природе именно так, а не по-другому. Например, почему нельзя шуметь в лесу, рвать цветы, долго стоять у птичьих гнезд.

Активизирует деятельность детей решение задач на экологическую тему, развивает интерес к природе, воспитывает любознательных людей, понимающих, что человек- это тоже часть природы, и что от природы зависит здоровье человека. Например, людям проще жить по принципу « Мы хотим сегодня, мы хотим сейчас». А в результате получается, что не только внукам, но даже самим себе уже многого не хватает.

Мы живем в сельской местности, и поэтому экскурсия- одна из форм работы по экологическому воспитанию. Дети любят ходить в лес, наблюдать за птицами, деревьями и другими обитателями леса.

Я приведу пример экскурсии по теме « Жизнь птиц зимой».
Цели: развивать у учащихся понимание сложности сезонных изменений в природе, выявлять зависимость между поведением птиц (в зимнее время) и изменением окружающей среды, выявить особенности жизнедеятельности птиц в зимнее время, выявить основные приспособления птиц к перенесению неблагоприятных условий, тренировать наблюдательность, умения делать выводы и обобщения, научиться различать основные виды зимующих птиц.
Класс делится на группы по 3-5 человек. Каждая группа получает карточку с заданием.
(Для справки: существует 26 видов зимующих птиц: воробей, ворона, дятлы, глухари, тетерева, чижи, чечётки, снегири, свиристели, грачи, дрозды, поползни, щеглы, синицы, галки.)

Карточка 1.
Задание: обнаружить кузнецу дятла. Объяснить, почему она так называется. Описать внешний вид. Почему его называют лесным доктором? Что позволяет дятлу добывать личинок из-под коры. Найти шишки, обработанные дятлом. (Клюв. Язык до 10 см с зазубринами)

Карточка 2.
-Какие лесные птицы улетают зимой из леса и кочуют за городом?
-Объясните значение стайности в жизни зимующих птиц. Понаблюдайте за поведением синицы. (синица, снегири, вороны, сороки)
Карточка З.
- Какие птицы выводят зимой птенцов?
- Что позволяет им насиживать яйца и выводить птенцов. Какой у них клюв?

Карточка 4.
- Каких зимующих птиц можно встретить на рябине, калине.
-Какие остатки на снегу можно обнаружить под деревьями, где кормились снегири, свиристели. Какую часть ягод поедают они? (Семена).
Итог: некоторые насекомоядные птицы, синицы, зимой питаются семенами трав, деревьев, кустарников.
- большое биологическое значение для птиц имеет стайный образ жизни (из 10 птичек выживает 1 в зимнее время)
- некоторые птицы делают запасы на зиму (сойки - из желудей, сыч складывает мышей и птичек в дупла) Часто лесные птицы ( снегири, свиристели) перебираются ближе из леса к жилью, Необходимы птичьи столовые).

По изученной теме дети писали письма «Зеленому листку», составляли и разгадывали кроссворды и ребусы, рисовали условные знаки негативного воздействия на лес и соответствующие меры охраны.

Экологические задачи:
« На семью из 3-х человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из 5-ти человек?»
« Вяз и клен выделяют в год 16 кг кислорода, клен - в 7 раз меньше, чем вяз. Сколько килограммов кислорода выделяет вяз? (Составить уравнение).
Отгадайте слово. Выполни действия:

Л 94:2+72:12
Г 54:6+9 8
К 79-84
О 17 4 + 0
Э 68:4
О 35 2-38:2


Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!


Литература:
1.Г.В.Буковская. Игры, занятия по формированию экологической культуре младших школьников. М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004 г.

2.Е.Н.Руднянская, Л.Б. Черезова. Уроки экологии в начальной школе.М.; Творческий центр Сфера., 2007 г.