[На главную]

Урок литературного чтения: выразительность и правильность

[презентация, 264 киБ]

Свое выступление я хочу начать со слов К.Д. Ушинского: «Читать – это ещё ничего не значит, что читать, как читать и понимать прочитанное, вот в чём главное дело».
С самых первых школьных шагов обучения надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать. Человек получает большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, возникающие у него в процессе чтения.

Мы знаем, что литература создаётся с помощью слова, языка. И образы, населяющие его, не вещественны – их нельзя потрогать, увидеть, услышать и т.д.
Они оживают в нашем воображении в ходе чтения, а потом остаются в нашей памяти. Чтобы литературный образ обрёл определённые очертания, какую-то плоть, необходима сосредоточенность читателя в процессе чтения, его нацеленность на активную работу воссоздающего и творческого воображения, на ассоциативное мышление.
Общеизвестно, что чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе. Самые ценные и прочные знания, как свидетельствуют специальные психологические эксперименты, не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Я работаю по системе развивающего обучения академика Л.В. Занкова. И я думаю, что эта система обучения позволяет учащимся самостоятельно добывать знания при минимальной косвенной помощи учителя.
Я считаю, что ни один из предметов не даёт ребёнку, да и учителю тоже, раскрыться, проявить свою индивидуальность, творчество так, как уроки литературного чтения.
Работая над формированием и развитием у детей интереса к чтению я стараюсь воспитывать в своих учениках вдумчивого, любознательного, активного читателя.
Именно внимание к читаемому тексту, будь то научно-популярная статья в журнале, упражнение в учебнике или художественное произведение, может стать толчком ребёнка к самостоятельному исследованию.


Без чего не бывает понимания текста? Конечно прежде всего без внимания к слову.
Какие же слова нуждаются в читательском внимании? Это слова – незнакомцы, слова – ключики и слова – образы.
С первой встречи с текстом я приучаю учеников работать с «карандашом в руке». Использую следующие виды работы: подчёркивание в тексте незнакомых слов,
словосочетаний, фразеологических оборотов и последующие объяснения их значения. Перед чтением важно создать у детей установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений.
В обучении пониманию текста акцент делается на том, чтобы каждое непонятное ребёнку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению по страницам книги.
Работа над пониманием слова может начинаться на самых первых уроках, когда разговор идёт о знакомых детях, с раннего возраста литературных произведениях. Так, во многих букварях и азбуках детям предлагается вспомнить и рассказать сказки. Всем известна сказка «Колобок». (Букварь Т.М. Андрианова, И.Л. Андрианова с. 21) содержит слова «по амбару метён, по сусекам скребён». Как правило, дети затрудняются с объяснением значения этих слов амбар, сусек. Надо воспользоваться этой ситуацией, обратить внимание детей на важность понимания каждого слова и, конечно, объяснить их значение. Ведь если не обратить на них внимания, то может стать непонятным даже целый рассказ.

- Что же делать, когда непонятное слово встретилось на пути? – спрашиваю я у ребят.
•) Надо спросить у учителя или у взрослого
•) Надо посмотреть в словарь, справочник или энциклопедию
А я, добавляю, что надо
•) запомнить «золотое правило» настоящего читателя: если на пути встречается непонятное слово, выясняю, что оно значит, а потом читаю дальше.
Таких слов-незнакомцев много встречается в букваре и литературном чтении.
Например: с. 108 Букваря или с. 112, с.62
А – аптекарь
Б – бочар
В – валяльщик
Г -= гончар
Д – дробильщик здоровенный
Е – ефрейтор, он военный
И. Токманова

или «Что читали ваши прадедушки и прабабушки в своих букварях».
амбар розги хомут
жница телега швейка
копна ухват ясли
или «Лит. чт.»
Мать толста,
Дочь красна,
Сын – бес,
Долетел до небес
Стоит Арина
Рот разиня.

Серьёзно страдает понимание текста от невнимания к ключевым, наиболее важным словам или к словам –ключикам.
Почему они так называются? Они помогают догадаться о том, что автор текста хотел сказать и сказал читателю, но не прямо, а как бы по секрету.
В этом тексте автор спрятал важную информацию. Отыскать её помогут слова – ключики.
Футбол.
Сказала тётя:
- Фи, футбол!
Сказала мама:
- Фу, футбол!
Сестра сказала:
- Ну, футбол …
А я ответил:
- Во футбол!
Слова – ключики здесь такие : фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение (фи), пренебрежение (фу), разочарование (ну), а у мальчика – восторг (во). А потом предлагаю детям прочитать. Представьте, с каким выражением лица произносили и какими жестами сопровождали эти слова все персонажи.

Третья группа слов, которая заслуживает внимание на уроке – это слова – образцы или слова – превращения.
Как же развивать внимание к словам и их связи в тексте? Надо расшифровать предложение и составить по нему рассказ. Что это такое? Это извлечение из него информации, которая в нем заложена. Она заключена в тексте. Это слова, словосочетания, связи между словами в предложении, поэтому очень важно относится к каждому слову, к соединению слов, к знакам препинания и другим «мелочам».
Например: превратим одно предложение в целый рассказ.
«А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно».
Предлагаю детям развернуть это предложение в рассказ. Чтобы легче было выполнить задание, задаю вопросы – помощники.
-Кто является героем рассказа?
-В каком состоянии он находится?
-Как проявляется в его поведении?
-Почему он так ведёт себя?
•) Мальчик очень расстроился из-за чего-то. На его глаза навернулись слёзы. Возможно, ему было обидно или жалко кого-то. Мальчик готов был расплакаться. Он переживает, поднял голову к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно.
- Ребята, а узнать о том, из-за чего переживал мальчик, которого звали Денис Кораблёв можно из рассказа Виктора Дрогунского «Друг детства».
Если дети научаться разворачивать предложения, они будут хорошо понимать фактическую и подтекстовую информацию. Если они смогут сжимать информацию, то будут легко выделять главное в тексте.

Одним из основных приёмов является «диалог с текстом».
Чтобы диалог с текстом состоялся, надо научить детей задавать вопросы самостоятельно. Поэтому от текстов , содержащих прямые вопросы и ответы на них, можно переходить к таким, в которых вопросы скрыты.
Например: Предлагаю побеседовать с текстом «Ёжик».
- Что ж ты, Ёж, такой колючий?
•) Придумайте свои ответы на вопрос текста … Дети рассказали по-разному об одном и том же, что колючки защищают ежа от хищников. А теперь узнаем ответ на вопрос у текста, проверим себя:
- Это я на всякий случай
Знаешь, кто мои соседи?
•) Давайте ответим на этот вопрос и придумаем следующую строчку стихотворения. Проверим себя.
Лисы, волки и медведи!
П. Заходер.
- Прошу детей прочитать от начала до конца.
- А теперь давайте попробуем рассказать это стихотворение по ролям.
- Кто его уже запомнил – проинсценировать.
А теперь задание потруднее. Вам нужно будет самим задавать тексту вопросы
Букварь с 83 . – Аня
- Шесть лет
- В первом
- Спасибо! Хорошо!
- Урок чтения!

Кроме поиска прямых и скрытых вопросов особое внимание следует уделить прогнозированию.
При чтении прогноз может возникнуть на уровне отдельного слова, словосочетания, предложения ими целого текста.
На прогнозирование направлен целый ряд заданий: вставить пропущенные в тексте слова или предложение; придумать ответы на скрытый в тексте вопрос, предложить концовку текста.
Такие тексты очень часто встречаются в литератуном чтении Чураковой.
Например:
- Прогнозирование на уровне слова!
Ёжик вырос в десять … ,
Получился … .
Если мы растём на ели,
Мы на месте , мы при деле.
А на лбу у ребятишек
Никому не нужно …
Прогнозирование на уровне текста.
Раз у нашего Степана
Караулил кот сметану,
А когда настал обед,
………….
(кот сидит – сметаны нет).
И. Демьянов

Задача учителя – останавливать чтение тогда, когда в тексте есть прямой или скрытый вопрос, и организовывать вероятное прогнозирование, а по ходу чтения – организовывать проверку прогнозов детей.

Мы подошли к тому, что умение читать – сложное умение, включающее в себя овладение техникой чтения, осмысление читаемого, умение работать с текстом произведения и самостоятельно ориентироваться в мире книг. Существует много упражнений, направленные на развитие навыка беглого и выразительного чтения. Кроме этого такие упражнения развивают интерес к процессу чтения, снимает эмоциональное напряжение и тревожность (особенно у детей, читающих с низкой скоростью), а также расширяет оперативное поле чтения, совершенствует восприятие текста, развивает догадку, способствует преодолению трудностей прочтения и понимания текста, развивает внимание и память.

Эти упражнения можно разделить на 4 группы.

I.Упражнения на развитие навыков осознанного чтения
Первая группа - логические упражнения.
1.Что общего в этих словах и чем они различаются?
Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.
2.Haзови одним словом.
Чиж, грач, ласточка, сова, стриж
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.
Шарф, варежки, пальто, кофта.
Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.
Картофель, свекла, лук, капуста.
Лошадь, корова, свинья, овца.
Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.
Липа, береза, ель, сосна,
3.Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, желтый.
Минута, время, час, секунда.
Дорога, шоссе, тропинка, путь.
Молоко, сметана, простокваша, мясо.
4.Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
5.Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог.
Колос, рота, ваза.
Кора, лото, боксер.
Молоко, нерест, тарелка.

II.Упражнение на формирование навыка правильного чтения.
1.Опиши предмет (учитель показывает его и быстро убирает).
2.Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных по звучанию), например:
бочка - точка, бабушка - бабочка, кошка - ложка.
3.Чтение «перевертышей» (палиндромов).
Лев ел волов. Иди искать такси

III.Упражнения для развития беглости чтения.
- Как можно быстрее назови все числа (буквы), указывая их карандашом.
- Помни, глаза смотрят в центр таблицы и видят ее целиком
Чтение про себя.
IV.Упражнения на развитие выразительного чтения
1.Чтение предложения с разной интонацией; с различным логическим ударением
2.Чтение текста с передачей эмоций (радости, возмущения, печали, гордо­сти и т.д.) в зависимости от содержания.

«Словарь настроений и состояний»

беспокойное
радостной готовности к чему-л.
боязливое
просто радостное
бурное
робкое
веселое
светлое
возбуждённое
боевое
теплое
капризное
тихое
ликующее
торжественное
мечтательное
тоскливое

привередливое
бодрое
сердитое
возмущенное
серьезное
волшебное
скорбное
восторженное
смешливое
героическое
солнечное
грустное
мрачное
тревожное
насмешливое
уютное хвастливое
нежное
хмурое
прихотливое
сонное
добродушное
сосредоточенное
добродушно-насмешливое
сочувствующее
жуткое
спокойное
загадочное
таинственное
задиристое
заносчивое
нетерпеливое
шаловливое
обиженное
шумное
печальное
шутливое

3.Чтение по ролям, в лицах.
4.Чтение диалогов.

Но надо также учитывать и индивидуальный темп обучения каждого ученика, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей. Этого можно добиться дифференцированным подходом.
- Это различного рода слоговые таблицы.

кря кру кро кра кры кри
гор гар гер гур гир гюр
гла гло глу гля глю гли
мак лак рак нак как гак
гна гма гла гра гро гно
мна мно мну мни мны мнэ анм онм унм инм ынм энм нма нмо нму нми нмы нмэ амн омн умн имн ымн эмн ман мон мун мин мын мэн нам ном нум ним ным нэм

ма но ны ин м ы на им му
он ны ни ын ам мо ну ун
на мэ ми ом ун ма ын му ин но ам ны эн мэ но им м ы ун
ма м ы ны ни мэ ам мэ ни ну
ы м на но ин ны му на

- Карточки по группам
1 группа – дети, находящиеся на ступени овладения звукобуквенными соответствиями.
Группа 1
1.Зачеркни букву, отличающуюся от остальных. ЗЗЗЗЗЗ Э З З З
2.Прочитай.
аз оз уз ыз из ез за зо зу зы зи зе заз зоз зуз
зыз зиз зез зык зал зус зин зен зот нез коз
куз таз риз зыр нза кзо зну зты тзи зсе зла зло
рзу взы зви пзе зми ро-за знак мо-ро-зы звон
та-зик зонт за-кон Зи-на
Обведи в кружок все буквы з. На нижней строке подчеркни двусложные слова. Какое слово лишнее?


2 группа – ученики, находящиеся на стадии медленного слогового чтения.



3 группа – дети, находящиеся на ступени слогового чтения и становления целостных приёмов восприятия.



4 группа – ученики, находящиеся на ступени становления синтетического чтения.

И своё выступление мне хочется закончить словами К.Д. Ушинского. «Дитя требует деятельности беспрестанного, а утомляется не деятельностью, а её однообразием»