[На главную]
Задания интеллектуального марафона
учеников — занковцев 3 классов (2009-10 уч. год)

Прочитай текст

Златовласка
(Отрывок)


Иржик сел на берегу отдохнуть. Рыбаки его спрашивают:
- Куда шагаешь, добрый человек?
- Да вот ищу невесту для своего старого короля. Приказал достать ему в жёны красавицу с золотыми волосами. А где её найдёшь?
Переглянулись рыбаки, сели на песок рядом с Иржиком.
- Ну что ж, - говорят, - ты нас помирил, а мы добро помним. Поможем тебе.
Красавица с золотыми волосами на всём свете только одна. Это дочь нашего короля. Вон видишь на море остров, а на острове – хрустальный дворец? Вот там она и живёт, в этом дворце. Каждый день на рассвете она расчёсывает волосы. Тогда занимается над морем такая золотая заря, что мы просыпаемся от неё в своей хижине и знаем, что пора нам, значит, на ловлю. Мы перевезём тебя на остров. Только узнать красавицу почти невозможно.
- Это почему же? – спрашивает Иржик.
- А потому, что у короля двенадцать дочерей, а золотоволосая одна. И все двенадцать королевен одеты одинаково. И у всех на головах одинаковые покрывала. Волос под ними не видно. Так что дело твоё, Иржик, трудное.
Перевезли рыбаки Иржика на остров. Иржик пошёл прямо в хрустальный дворец к королю, поклонился ему и рассказал, зачем попал на остров.
- Ладно! – сказал король. – Я человек не упрямый. Отдам дочь замуж за твоего короля. Но за это ты должен три дня выполнять мои задачи. Идёт?
- Идёт! – согласился Иржик.
(Чешская сказка)

Задание 1. Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте?

Задание 2. В каком значении употреблено слово «идёт» в выражениях:
Идёт время -
Идёт человек -
Идут часы -
А в каком значении оно употреблено в последнем предложении: «Идёт! – согласился Иржик»?

Задание 3. Дайте характеристику герою сказки, укажите не менее трёх качеств.

Задание 4. В выделенном абзаце подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.

Задание 5. Выпишите из текста одно предложение с однородными членами.

Задание 6. Поставьте данные имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:
Королева - _______________________
Рыбак - __________________________
Человек - __________________________
Волос - ______________________________
Добро - ____________________________
День - ______________________________

Задание 7. Каждая комната во дворце, где живёт Златовласка с сёстрами, имеет свой номер. Вот номера первых пяти комнат:
99, 87, 94, 82, 89, …., …., …., …., …., …., …. .
Найдите закономерность и запишите номера ещё семи комнат.

Задание 8. Иржи угостил королевен конфетами в таком порядке: «Белочка», «Мишка косолапый», «Мишка на Севере», «Грильяж». Златовласка стояла седьмой. Какая конфета ей досталась?

Задание 9. Расставь знаки действий так, чтобы значение выражения равнялось бы 12:
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 = 12

Задание 10.
Эта природная зона на разных континентах называется по-разному: в Северной Америке – прерии, в Южной Америке – пампа или пампасы, в тропиках – льянос, в Африке и в Австралии – саванна, в Новой Зеландии – туссоки. Назовите эту природную зону.
Почему среди представителей животного мира этой зоны нет земноводных?

Задание 11. После дождя одни почвы высыхают быстро, а на других вода держится долго. Почему?

Задание 12. Составьте пищевую цепочку, где завершающим звеном является дятел.

Задание 13. Чем можно гордиться в нашем крае? Назовите исторические места нашего края, с какими событиями они связаны?