[На главную]

Разбор слов по составу

2 класс,урок русского языка, учитель Игнатьева Е.В.
презентация (900КиБ)

Вид урока: обобщение и закрепление изученных знаний.
Цели: повторить части слова, алгоритм разбора слов по составу, повторить изученные виды орфограмм, воспитывать любовь к природе.

Отгадайте загадку, пользуясь схемой. (слайд 2)


Вы узнаете, как называется текст, с которым мы будем сегодня работать на уроке.

Они летают белой стаей и сверкают на лету.
Они звездой прохладной тают на ладони и во рту.
Они и белые, и лохматые, и пушистые, как медведь.
Раскидай ты их лопатой, назови сейчас, ответь!
(Снежинки )

1.Сообщение темы и целей урока. (слайд 3)
Что вы увидели в схеме?
-Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
Мы будем закреплять знания о составе слова.
Учёные называют этот раздел русского языка «словообразование».
Как вы думаете, что, что изучает этот раздел?

2.Работа с текстом. (слайд 4)

Снежинки
Умелые снежинки родились коротким осенним днём. . На земле было пасмурно и скучно. Медленно плыла туча.
Закружились в воздухе снежинки. В вихре танца они вспыхивали удивительными огоньками. Снежинки пролетали над рощей, полем, деревней. Где остановиться на ночлег? На крыше одинокой избушки было пусто. Снежные красавицы решили здесь сделать остановку. Они украсили дорожку к речке, верхушку старой ели.
Пушистый ковёр лёг на луг. В лесу замело все тропинки. Река замёрзла. Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Оконные стёкла покрылись чудесным узором из ледяных листьев. А снег валил и валил.
Утром на снежной поверхности появились первые следы зверей и птиц. Вот проб*жала через дорогу белка. Она прыгнула на с*сну, м*хнула хв*стом. Пол*тел лёгкий сн*жок. Зима вступать в свой владения. (118 слов)

3.Проверка техники чтения.
Начни читать по сигналу учителя, по сигналу – закончи.
Дочитай текст до конца .

4.Чистописание. (слайд 5)
Какая буква в названии похожа на снежинку?
Мы сегодня будем тренироваться в написании буквы Ж :


- продолжите написание соединений. Какие соединения вы дописали?
- Почему вы не написали соединение с гласной Ы?

5. Орфографическая работа. (Индивидуальная работа с выборочной проверкой) (слайд 6)
Вставьте в трёх последних предложениях пропущенные буквы.
- Над какой орфограммой вы работали?
- Как вы проверяли безударную гласную в корне?

6. Комментированное письмо. (слайд 7)
Письменно ответьте на вопросы предложениями из текста:
- Когда родились снежинки?
- Где пролетали снежинки?
- Что украсили снежинки?

Физминутка (слайд 8)

7. Работа с окончаниями. (слайд 9)
- Что вас удивило в этом тексте?
- Что нужно сделать, чтобы восстановить предложение?
- Какая часть слова нам поможет связать слова в предложении?
- Что такое окончание?
- Запишите предложение, меняя окончание (письмо с комментированием).
- Разбор предложения по членам и частям речи.

8.Работа над корнем. (слайд 10)
- Как вы считаете, какая часть слова самая главная?
- Как вы думаете, почему учёные использовали именно это слово?
- Найдите и выпишите из текста однокоренные слова, выделите корень. (Работа в парах)
Проверка.

9.Физминутка для глаз. (слайд 11 )

10.Работа с приставками.(слайд 12)
- Скажите, какая часть слова стоит перед корнем?
- Что такое приставка?
Задание:
1)Найдите в тексте и выпишите слова с приставками.
2)Подберите как можно больше приставок к слову летать , запишите новые слова.

11.Работа с суффиксами. (слайд 13)
- Какая часть слова стоит после корня?
- Что такое суффикс?
- Игра «Ромашка» (по одному у доски)
В сердцевине ромашки написаны суффиксы: -н-, -ов-, -ек-, -ин-, -еньк-, -очк-, -ышк-, а на лепестках ромашки написаны слова: осень, ель, зверь. белый, стекло, белка.
Дети составляют слова, записывают на доске и делают разбор.
- Как вы разбирали слова по составу?
(слайд о разборе слов)

12.Найдите в последнем абзаце текста и выпишите слово, имеющее следующий состав: (слайд 14)



13. Предположим, что текст не закончен нашим предложением. Какое бы вы придумали ещё предложение, чтобы закончить наш текст.(Картина о зиме)

14. Итог урока. Рефлексия.
- Зачем же нужно уметь находить части слова?
- Что вы узнали на уроке?
- Как вы думаете, над чем бы ещё нам следовало поработать?
- Что больше всего понравилось на уроке?
- Оцените свою работу на уроке.

15. Д/з 1-вариант - упр. 152, (слайд 15)
. 2-вариант – упр. 153.